Звук
Для прослушивания использовались наушники: Etymotic ER-4S, Westone UM3X, Phonak Audeo pfe 112 (с серыми фильтрами), Beyerdynamic dt 1350. Со всеми наушниками аппарат отыграл должным образом. Каких-то жанровых предпочтений у аппарата замечено не было.
Звучание у аппарата самое что ни на есть нейтральное. Абсолютно нет каких-либо перекосов по всему частотному диапазону. Честный звук — честнее честного. При подключении тех или иных наушников слышишь разницу именно наушников, а не источника. Так же здесь четко слышна разница мастеринга на том или ином альбоме. В подаче Lotoo PAW 5000 нет ни капли отсебятины. Он, как источник, не привносит в звук ничего лишнего. Нет явных проблем и «творчески вкрученных» вкусовых пресетов, которые так любят иные энтузиасты-производители.
Да, звучание Lotoo PAW 5000 кажется простоватым в сравнении с ТОП-сегментом, но тут нет раздутой виртуальной сцены, накрученных звуковых «улучшалок», тут все «по чесноку». Детальность вполне хороша. Каждый звук четко очерчен в пространстве. Нет явно выраженных пиков или провалов, перекосов, слабости в звуке, все максимально ровно. Только хороший звук.
Вот такой честный спич, без «вау-эффекта»: в PAW 5000 придраться не к чему.
ВЧ— четкие, без излишней резкости, не задушенные, не чрезмерно яркие, все на месте. Есть небольшая рассыпчатость в этом частотном диапазоне, но без фанатизма. Здесь все очень сильно зависит от ваших наушников. Яркие, темные, нейтральные, что прицепишь, то и получишь.
СЧ— нет перекосов, пиков и провалов. Ничего не пилит, не режет. Все звуки четко читаемы, детальность довольно хорошая.
НЧ— они вполне быстрые, нет бубнения, мазни, удар четкий и плотный. Та же ситуация, ни завалов, ни провалов. Все ровно и в достатке.
Вообще, очень сбалансированный аппарат.
Технические характеристики
- Процессор: ADI Blackfin 514DSP
- Диапазон частот: 20 Гц – 20 кГц (±0,5 дБ)
- Общие гармонические искажения: <0,002% @ 1 кГц
- Максимальная мощность: 75 мВт @ 16Ω
- Максимальное напряжение: 1 Vrms
- Соотношение сигнал/шум: >100 дБ
- Батарея: 1700 мА/ч, 3.7V Li-pol
- Время работы от одного заряда: до 10 часов
- Экран: 2″ OLED, 220×176
- Карты памяти: MicroSD до 2 ТБ
- Вес: 110 г
- Размеры: 98 мм × 55 мм × 18 мм
- USB интерфейс: USB 3.0 Micro-B
- Выходы: линейный/SPDIF (3,5 мм TRS), наушниковый (3,5 мм TRS), балансный (2,5 мм TRRS)
- Bluetooth: 4.0
- Поддержка форматов: DSD (DFF/DSF/ISO), FLAC, WAV, APE, OGG, AAC, ALAC, MP3, WMA, M4A
Звук
Для прослушивания устройства использовалось следующие наушники: iBasso IT03, Meze 99 Classics, Audio Zenith PMx2, Noble Kaiser Encore, Campfire Audio Andromeda, 64 Audio U12, HUM Pristine и другие.
Именно звук — это то, что позволяет простить данному плееру относительно невысокое время работы. Если PAW 5000 прошлого поколения не имел ничего общего со старшим братом Gold, то 5000 Mk2 всё-таки немного напоминает своего «богатого родственника». В целом подача плеера очень органичная, без уклона в микродетальность, в ней есть то, что часто любят называть «музыкальностью», но эта самая «музыкальность» не идёт в ущерб естественности звучания.
Бас немного акцентирован, но не количественно, а скорее в плане энергии, которую плеер вкладывает в низкочастотную часть диапазона. Акцент сделан в области мидбаса и звучит весьма натурально, подаче добавляется чуть-чуть массивности, что даёт более уверенную основу для всей мелодии. Разрешение НЧ очень неплохое, на прекрасном для своей цены уровне передаются текстуры, инструменты отменно разделены, бас контролируется и не наползает на СЧ-диапазон.
Середина немного сглажена, плеер не пытается играть сверхконтрастно, подчёркивая микронюансы, что особенно идёт на пользу плохо записанным стилям. Но, естественно, общее разрешение СЧ находится на приличном (пусть и не запредельном) уровне. Особенно же хорошо 5000 Mk II удаются макроконтраст и эмоции — резкие переходы, характерный вокал, драйв живых выступлений — вот его сильные стороны. Воображаемая сцена немного больше средней по ширине и глубине, плеер не пытается что-то приукрасить или изменить в позиционировании. Очень приятно сделано эшелонирование в глубину, оно естественно и реалистично (то, чего особенно не хватало первому поколению).
ВЧ ожидаемо для ценовой категории упрощены в плане проработки атаки и затуханий, но при этом обладают неплохим разрешением и протяжённостью, что хорошо коррелирует с НЧ-акцентом, балансируя его. Благодаря протяжённости, плеер хорошо отыгрывает мелкие нюансы ВЧ-диапазона, но при этом звучит не резко. Иногда, кстати, ВЧ звучат даже «чуть богаче», чем на самом деле, это не всегда идёт на пользу естественности, но зачастую подобная «добавка» ощущается эффектно и радует слух.
Разумеется, нужны несколько сравнений. Так как я не обладаю бесконечным временем для проведения массы сравнительных тестов, я выбрал те модели, что считаю наиболее близкими к PAW5000 второго поколения.
Fiio X5-2. Иногда снижение цены позволяет плееру повысить своё соотношение цена/качество и, несмотря на выход нового поколения, оставаться интересным игроком. Именно так и вышло с X5-2. По сравнению с героем обзора, он предлагает более драйвовый и более энергичный звук, хотя на некоторых записях звучит резче и больше подчёркивает грязь и огрехи треков.
Cayin N5. Пока второе поколение плеера находится в разработке, первое остаётся всё ещё интересным вариантом, предлагая более нейтральный и сухой звук с небольшим уклоном в свет для любителей мониторной подачи.
Alien+. Разница с PAW5000-2 примерно как у X5-2: более эмоциональный, более энергичный звук, но без характерной для плеера FiiO резкости, что в результате даёт ещё более «натуральное» восприятие звука.
FiiO X5-3. Тот случай, когда можно сказать, что плеер «совсем другой» в подаче. Те, кто читал обзор третьего поколения «пятёрки», и так понимают разницу — большая слитность, чуть более тёмная подача, лучшая проработка НЧ — вот то, что отличает устройство FiiO.
Прошивка
В плеере используется всё тот же Blackfin, поэтому прошивки Lotoo создают самостоятельно, и, пожалуй, это идёт их изделиям на пользу. ПО «лапок» — быстрое, весьма стабильное и, на мой взгляд, удобное. Главное меню как таковое в плеере отсутствует, после загрузки (очень быстрой) вы попадаете на экран воспроизведения, и если вы что-то слушали перед выключением, этот файл будет автоматически выбран, вам останется только нажать «Play».
Сам экран воспроизведения может работать в одном из трёх режимов (переключается длинным нажатием кнопки Play): с VU-метром, со спектроанализатором и с обложкой альбома. Первые два режима выглядят весьма эффектно, делая отсылки к технике 90-х и вызывая порцию сожаления о том, что другие разработчики не взяли на вооружение VU-метры (кроме FiiO).
Так как меню в плеере нет, всё управление вынесено на три кнопки, каждая из которых имеет по две функции — для короткого и длинного нажатия. Расскажу про них сверху вниз.
Первая кнопка при кратком нажатии выводит список треков. PAW 5000 Mk II особо не балует медиатекой, тут есть просмотр файлов по папкам на вашей карте, несколько плей-листов, в которые вы можете добавлять треки и список всех медиафайлов скопом для любителей слушать всё вперемешку. Длинное нажатие на эту кнопку может выполнять одну из функций, выбранных в меню (mute, переключение режима экрана и многое другое).
Следующая кнопка при коротком нажатии служит для возврата обратно в меню и списках файлов, длинное нажатие открывает настройки плеера, разделённые на несколько пунктов. Play Settings содержит настройки воспроизведения: порядок, отображение времени, баланс каналов, компенсация усиления DSD и тому подобные опции. System Settings позволит настроить таймеры экрана и выключения, яркость экрана, режим разблокировки (любой кнопкой или только Power) и т. п. Тут же разместили экзотичные опции типа информации о батарее и тесте скорости SD-карты. Bluetooth Settings — тут всё очевидно: включаем/выключаем беспроводный модуль, а также ищем и подключаемся к устройствам. Конечно, Bluetooth тут сделан скорее «на сдачу», без aptX он не особо полезен, но, с другой стороны — кушать эта функция тоже не просит, а с простыми Bluetooth-колонками вполне может пригодиться. Sport Mode Settings — включение/выключение спортивного режима. FN Key Definition — выбор функции для первой кнопки.
Кстати, о русском языке в прошивке: в моей версии плеера его нет, и с кириллическими названиями треков 5000 Mark II дружит не всегда (хотя латиница с диакритикой показывается нормально, пусть и без диакритических знаков), но Lotoo любят выпускать разные локализованные устройства с разными прошивками, поэтому может появиться и русскоязычная версия.
Последняя кнопка с подписью ATE/PMEQ скрывает одну из главных «фишек» данного устройства. Недаром Blackfin — это процессор, «заточенный» на цифровую обработку сигнала, программисты Lotoo сумели выжать из него многое и оснастили свои плееры рядом цифровых «улучшайзеров» (ATE) и очень качественным параметрическим эквалайзером (PMEQ). ATE позволяют выбрать один из обработчиков («ярче», «мягче» и т. п.), которые будут применены к звуку, эти обработчики сложней банальной эквализации и иногда дают интересный результат. Хотя куда более полезная штука — это всё-таки параметрический эквалайзер. Реализован он тут на уровне хороших «софтовых» решений для компьютера и вполне работает, не портя звук. Естественно, для его настройки придётся порыться в Интернете, чтобы понять общий принцип работы и значение параметров, но не буду лишать читателей радости познания.
Если говорить в целом, прошивка у плеера быстрая, стабильная и удобная. В будущем её, наверное, будут дорабатывать, но общая кодовая база с предыдущими устройствами позволяет уже сейчас демонстрировать надёжную работу.
Совместимость
К сожалению, начинка плеера не позволила разработчикам сделать его достаточно мощным, чтобы считать его универсальным решением. 75 милливатт на 16Ω явно дают понять, что основные «напарники» этого плеера — наушники-затычки и лёгкие в раскачке полноразмерные наушники. Так что вам придётся учитывать этот факт при выборе наушников для PAW 5000. К счастью, выбор хороших моделей IEM в последние годы — весьма и весьма велик. Плеер хорошо показал себя со многими наушниками, начиная с Dunu Titan всех трёх версий, и заканчивая Trinity Audio Engineering Delta. Главное, что следует учитывать при выборе наушников — собственный вкус, нейтральная подача плеера позволяет особо не задумываться о совместимости. Единственное исключение — совсем уж яркие наушники с редуцированными НЧ.
И, как обычно, несколько примеров
Pantera — Cowboys from Hell. Первый, вышедший на серьёзном лейбле альбом супергруппы. Оригинальный саунд, драйвовые рифы, и интересные мелодии, все то, за что мы любим этот коллектив. С Lotoo PAW 5000 они звучат очень интересно, за счёт детальной СЧ плееру хорошо удаётся передавать агрессию и скорость этой банды.
King Crimson — Larks Tongues in Aspic.
Gerald English London Symphony Chorus & Orchestra — O Fortuna. Пожалуй, самое известное произведение для большого хора в одном из лучших вариантов исполнения. Тоже, пожалуй, произведение, на котором герой обзора может показать себя с лучшей стороны. Детальные СЧ, хороший фон НЧ — именно то, что нужно для правильного восприятия таких записей и вызывания мурашек по коже, которых они достойны. Конечно, придираться к проработке материала можно и тут, но погружаясь в многоголосие хоров, делать этого не хочется.
Совместимость
В Lotoo очень правильно подобрали мощность для своего плеера, 150 мВт — тот разумный оптимум, которого заведомо достаточно для любых наушников, что имеет смысл использовать в портативе. Благодаря переключателям gain и демпинг-фактора, этот плеер можно «настроить» и для чувствительных IEM, что позволяет слушать их практически без фонового шума.
Стилистически плеер универсален, хотя его сильная сторона — толерантность к плохим записям (пожалуй, тот случай, когда плеер нормально, на мой слух, играет даже разный тяж) и эмоциональность, добавляющая эффектности живым записям. К качеству материала новый PAW5000 толерантен, где-то на 5 по 10-балльной шкале.
По традиции несколько треков для примера
Machine Head — Be Still and Know. Кто ж знал, что просто вдохновившись Pantera и добавив в звучание своей группы немного модного треш/грува, можно добиться таких результатов? Из всех альбомов Machine Head, я, пожалуй, больше всего люблю именно Unto the Locust, за сложность и новизну. «Средний PAW» (есть же ещё и Pico) на удивление хорошо справляется со всеми перегруженными гитарами и ударной партией, не теряя на их фоне и вокал.
The Brecker Brothers — Big Idea. Когда вам кажется, что джаз — это такая музыка, навечно застрявшая где-то в районе первой половины 20 века, послушайте работы этого джаз-фьюжн дуэта. Первый раз слушая этот трек, я был уверен, что это продукт как минимум десятых годов нашего тысячелетия, но оказалось, что он выпущен ещё в 1992 году. Big Idea, вышедший как R&B-сингл, до сих пор звучит свежо, смело комбинируя чисто джазовые духовые с электронными эффектами и ритм-партией. PAW 5000 Mk II отлично себя показывает на подобной музыке, отыгрывая её живо и вовлекающе.
Florence + the Machine — Breathe of Life. Если бы не Deezer с его «потоком» рекомендованных композиций, я бы, пожалуй, никогда не натолкнулся на этот трек, сфера моих интересов лежит далеко от модной нынче анорексично-меланхоличной музыки. Тем не менее эта работа популярных британских рокеров звучит очень интересно, сочетая эпичных масштабов «фон» с увлекательной оркестровкой и приятным вокалом. С PAW5000-2 это всё обретает дополнительный масштаб, просто-таки сокрушая волной музыки.
Внешний вид и комплект
Аппарат поставляется в черной коробке, выполненной из приятного гладкого картона. На ней изображён плеер с техническими характеристиками, а внизу, на синей полосе красуется надпись, «Lotoo сердце ты мое. Звук ты мой!». По-английски, естественно. Не знаю, как насчет сентиментальных слоганов, но выглядит все аккуратно и строго, я бы даже сказал — совсем не по-китайски.
В коробке мы можем обнаружить сам плеер, лощеную книжечку-инструкцию, кабель для синхронизации с ПК и подключения к адаптеру питания USB 3.0. Да-да, это не опечатка, именно USB 3.0 — соединяемся в духе времени. Так же в комплекте присутствуют: чехол-ремешок для крепления на руку (очень удобный аксессуар при занятии спортом) и крепление-прищепку, которое крепится на заднюю панель плеера. В общем, все что «маэстро прописал», без излишеств — главное, слушать и услышать.
Модель легкая, симпатичная. Без люфтов, зазоров, ничего не болтается. Как по мне, так все при ней: идеальная форма, цвет, дизайн и прошивка. Взяв в руки, ласково проведя пальцем и включив, я испытал такой прилив желания и удовольствия, сколько не испытывал не от одной модели. Для меня PAW 5000 — это верх наслаждения, качества и логики.
Материал — металл, а точнее — давленный алюминий. Цвет — серый металлик. Почти все кнопки из черного пластика кроме клавиша включения — она из металла, золотистого цвет, а кнопка стоп/пуск — серебристая. Экран цветной, с разрешением 220×176.
Форма у плеера прямоугольная, с округлыми краями. На лицевой стороне плеера находится экран, под ним клавиши управления, колесо серфинга по меню, в ядре которого разместились кнопки стоп/пуск и вкл/выкл.
На левом торце плеера находятся клавиши переключения gain (low/high), и клавиши управления громкостью (+/-). На правом торце можно обнаружить разъем для подключения кабеля USB 3.0. На верхнем торце находятся выходы: балансный 2.5 мм TRRS, выход для наушников 3.5 мм и совмещенный линейный/оптический.
На нижнем торце плеера находится разъем для карты памяти microSD. Задняя панель гладенькая, чистая, на ней красуются сообщения о том, что это хай-фай плеер, и технические стандарты. В руке аппарат лежит приятно. Эргономика удобна и проста, кнопки — в пределах одного пальца: вся навигация под экраном.
Меню простое и логичное, даже дошкольнику понятное. Особенно понравились пиковые индикаторы, которые всколыхнули мое «золотое» детство из 80-ых: прыгающие огоньки, эквалайзер, параметрический — крути, как хочешь. Здесь все есть для любителей настроиться по себя. Аппарат воспроизводит практически все современные форматы: DSD (ограничено до 2,8 МГц, WAV до 96 кГц.), FLAC, WAV, APE, ALAC. Так же Paw 5000 поддерживает Bluetooth A2DP.
В общем, тот самый случай, когда придраться хотелось бы, да не получается.
Дизайн и управление
Внешний вид первого поколения 5000 менять не стали просто потому, что нужды в этом и не было. Дизайн «средней лапы» был придуман настолько удачно, что находится как бы «вне моды», позволяя устройству всегда выглядеть неплохо. Корпус с немного закруглёнными краями сделан в основном из металла, с небольшой пластиковой полосой посредине. Благодаря компактным размерам, 5000 Mk II отлично лежит в руке и удобно управляется. Качество сборки — абсолютно, всё идеально подогнано, не болтается и не тарахтит.
Разработчики решили пойти немного против текущих трендов в плееростроении и максимально разнесли разные функции на отдельные кнопки, что, пожалуй, добавило удобства в управлении.
На левой грани находится качелька громкости и два переключателя — один отвечает за коэффициент усиления, второй — за демпинг, наличие подобной двойной настройки позволяет более гибко настраивать плеер для разных моделей наушников. Верхний торец содержит гнёзда выходов для наушников: обычный 3,5 мм и 2,5 мм «балансный», а также комбинированный линейный/SPDIF-выход. Правая сторона содержит разъём MicroUSB 3.0, обратно совместимый с обычным MicroUSB. На нижней стороне разместился слот для MicroSD-карточек. Своей памяти у плеера нет, поэтому без карты в слоте работать он не будет.
На передней стороне находится колесо навигации с кнопкой выбора в меню (она же служит для воспроизведения/паузы), размещённой посредине. Над колесом размещены две кнопки навигации по трекам, справа — три кнопки управления, про которые я расскажу ниже. Верхнюю половину передней панели занимает экран, он не самый большой и разрешение его ближе к среднему, но зато он обладает хорошим запасом яркости, что идёт на пользу читаемости на ярком солнце. В правом нижнем углу передней панели находится кнопка включения, вписанная в кольцевой индикатор, который при работе плеера «дышит», плавно загораясь и потухая. Эта фишка выглядит забавно, но быстро надоедает, к счастью, её легко можно выключить в меню настроек.
Пожалуй, главным недостатком нового 5000 является время работы, использование полноценного ЦАПа и неплохая выходная мощность привели к тому, что встроенной батареи хватает всего на 5 часов 50 минут (мой стандартный тест с MEEAudio P1 на низком gain, FLAC 44.1/16). Естественно, чудес не бывает, и в компактный корпус заметно более ёмкую батарею не поместить, но, с другой стороны, почти 6 часов качественного звука — это всё равно немало, и вряд ли кто-то слушает музыку 6 часов подряд без возможности подзарядиться. Впрочем, с учётом успехов в развитии павербанков, время работы устройства в наше время отходит на второй план.
Выводы
Если вы устали от беготни за портативным источником звука,
если вам нужен максимально удобный плеер с просто хорошим звуком без приукрас,
если вам нужен плеер для занятия спортом,
если дома вы используете стационар и вам необходимо портативное устройство, как временная мера добежать или доехать до работы/учебы,
если вы хотите подчеркнуть звучание своих любимых наушников,
если вы нуждаетесь в удобном и симпатичном аудиоустройстве со всеми современными интерфейсами и для музыки в дороге,
аудиоплеер Lotoo PAW 5000 — ВАШ ВАРИАНТ!
На момент написания обзора цена на PAW 5000 держалась в районе 24 000 рублей. Вспоминая о нынешних проказниках — о долларе и рубле, считаю этот ценник вполне оправданным.
Дизайн, управление, звук, цена.
Не нашел. Искал хорошо.
Выводы
Думаю, и без заключения понятно, что я считаю Lotoo PAW 5000 второй ревизии лучшим плеером своей ценовой категории. Понимаю, что это достаточно сильное заявление, но имею же я право на субъективные оценки? Небольшие размеры, стильный вид, удобное управление и отличный звук с лихвой компенсируют не самую рекордную автономность, и лично я готов ею поступиться в пользу качественного звучания в столь малом корпусе.
P. S. Если вы любите музыку и/или активно интересуетесь темой портативного аудио — подписывайтесь на мой канал @PortaFi в Telegram, я там анонсирую обзоры, иногда делюсь новостями, мыслями и хорошей музыкой.
Купить Lotoo Paw 5000 MK2